Закон КР Об основах технического регулирования в КР Print
Written by Administrator   
Tuesday, 07 February 2012 18:04

г.Бишкек

от 22 мая 2004 года N 67

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Об основах технического регулирования

в Кыргызской Республике

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Технические регламенты

Раздел III. Стандартизация

Раздел IV. Подтверждение соответствия

Раздел V. Аккредитация

Раздел VI. Государственный надзор за соблюдением положений

технических регламентов

Раздел VII. Ответственность и процедуры, применяемые в случаях

несоответствия положениям технических регламентов

Раздел VIII. Информация о технических регламентах и документах

по стандартизации

Раздел IX. Финансирование в области технического регулирования

Раздел X. Переходные и заключительные положения

Настоящий Закон устанавливает правовые основы в области:

разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции и/или к связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации;

разработки, принятия, применения и исполнения на добровольной основе требований к продукции или процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, выполнению работ, оказанию услуг;

оценки соответствия;

ответственности участников регулируемых настоящим Законом отношений.

Действие настоящего Закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, применение мер по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции), по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов, водных объектов, отнесенных к местам туризма и массового отдыха, на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии и обращения ценных бумаг и стандарты профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты оценочной деятельности.

Требования к использованию и управлению радиочастотным спектром устанавливаются и регулируются законодательством Кыргызской Республики в области связи.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Раздел I

Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона применяются следующие понятия:

аккредитация - процедура, посредством которой орган по аккредитации официально признает компетентность юридического лица в выполнении конкретных работ по оценке соответствия;

безопасность продукции и/или связанные с ней процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации (далее безопасность) - отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, в том числе жизни и здоровью животных и растений, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

государственный надзор за соблюдением положений технических рег-

ламентов - деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти по проверке соблюдения требований технических регламентов;

декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия, посредством которой изготовитель (поставщик) документально удостоверяет, что продукция соответствует требованиям технических регламентов;

декларация о соответствии - документ, которым изготовитель (поставщик) удостоверяет, что выпускаемая им в обращение продукция соответствует требованиям технических регламентов;

знак соответствия техническим регламентам - обозначение, наносимое на выпускаемую в обращение продукцию, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в установленном порядке;

знак соответствия - обозначение, служащее для информирования покупателей о соответствии объекта сертификации требованиям, установленным системой добровольной сертификации или национальным стандартом;

испытание - техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой;

контроль - форма оценки соответствия, осуществляемая путем наблюдения и выводов, сопровождаемых соответствующими испытаниями и измерениями;

орган по оценке соответствия - юридическое лицо, проводящее работы по оценке соответствия;

орган по сертификации - юридическое лицо, проводящее работы по сертификации;

оценка соответствия - деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что соответствующие требования выполняются. Оценка соответствия может проводиться в формах государственного надзора, аккредитации, подтверждения соответствия, контроля, регистрации, одобрения, экспертизы, испытаний, измерений, а также их сочетаний;

подтверждение соответствия - процедуры, подтверждающие:

- соответствие продукции или процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации техническим регламентам, положениям стандартов, сводам правил или условиям договоров;

- соответствие выполнения работ или оказания услуг положениям стандартов, сводам правил или условиям договоров;

регистрация - форма оценки соответствия, посредством которой указываются характеристики продукции или процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации в соответствующем перечне;

риск - вероятность причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

сертификация - форма подтверждения соответствия, в ходе которого орган по сертификации документально удостоверяет, что продукция или процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, работы и услуги соответствуют установленным требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводам правил или условиям договора;

сертификат соответствия - документ, удостоверяющий, что продукция или процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, работа и услуга соответствуют установленным требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводам правил или условиям договора;

система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, участников системы сертификации и правил функционирования системы в целом;

стандартизация - деятельность по установлению правил, общих принципов, характеристик, рассчитанных для многократного использования на добровольной основе, направленная на достижение упорядоченности, повышение конкурентоспособности в области производства и оборота продукции, выполнения работ и оказания услуг;

стандарт - документ, разработанный на основе консенсуса, в котором устанавливаются для добровольного многократного использования правила, общие принципы, характеристики продукции или процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, выполнения работ, оказания услуг. Стандарт может также содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке и/или этикетированию;

стандарт международный - стандарт, принятый международной организацией;

стандарт национальный - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации;

технический регламент - документ, принятый международным договором (соглашением), участником которого является Кыргызская Республика, вступившим в силу в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке, закон или постановление Правительства Кыргызской Республики, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к продукции и/или к связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, а также формы и процедуры оценки их соответствия установленным обязательным требованиям;

техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных и добровольных требований к объектам технического регулирования и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

уполномоченный орган по техническому регулированию - уполномоченный Правительством Кыргызской Республики орган исполнительной власти в области технического регулирования;

заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия;

свод правил - документ, рекомендующий технические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации оборудования, конструкций или изделий. Свод правил может быть стандартом или частью стандарта, или самостоятельным документом, принимаемым министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами или иными органами исполнительной власти;

обращение продукции - выпуск или ввоз на территорию Кыргызской Республики продукции с последующей ее реализацией;

объекты технического регулирования - продукция, процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, выполнение работ и оказание услуг;

одобрение - разрешение, выданное в порядке, установленном техническими регламентами, на выпуск продукции в обращение или на использование по заданному назначению или в заданных условиях;

презумпция соответствия - положение, при котором применение международных, региональных, национальных стандартов рассматривается как соблюдение существенных требований технических регламентов;

существенные (общие) требования безопасности - обязательные требования к объектам технического регулирования, выраженные без установления конкретных (количественных) значений в соответствующих единицах измерения.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 2. Принципы технического регулирования

Техническое регулирование в Кыргызской Республике осуществляется в соответствии с принципами:

единства правил установления требований к продукции или процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

соответствия технического регулирования интересам национальной экономики и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам;

независимости органов по аккредитации, органов по сертификации и органов контроля от изготовителей, продавцов, исполнителей и покупателей;

единой системы и единства правил аккредитации;

единства системы измерений;

единства правил и методов испытаний и измерений при проведении оценки соответствия;

единства применения требований технических регламентов независимо от вида или особенностей сделок;

проведение работ по обязательной оценке соответствия специально подготовленным в исследуемой области персоналом;

недопустимости ограничения конкуренции в сферах аккредитации и сертификации;

недопустимости совмещения в одной организации функций специально уполномоченного государственного органа исполнительной власти по проверке соблюдения требований технических регламентов и органа по сертификации;

недопустимости совмещения в одной организации функций по аккредитации и сертификации;

недопустимости внебюджетного финансирования государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 3. Законодательство Кыргызской Республики о техническом

регулировании

1. Законодательство о техническом регулировании состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним иных законов, указов Президента Кыргызской Республики и постановлений Правительства Кыргызской Республики.

2. Положения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Кыргызской Республики, касающиеся сферы применения настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону и принятым в соответствии с ним техническим регламентам.

3. Министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные органы исполнительной власти и местного самоуправления вправе издавать в области технического регулирования акты только рекомендательного характера.

4. Если международным договором, вступившим в установленном законом порядке в силу, в котором участвует Кыргызская Республика, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе и принятых в соответствии с ним технических регламентах, то применяются правила международного договора.

5. Порядок разработки, принятия и применения документов по стандартизации, оценке соответствия, а также государственному надзору и контролю в отношении оборонной продукции и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

См.:

постановление Правительства КР от 18 сентября 2006 года N 679 "Об утверждении Положения о порядке разработки, принятия и применения документов по стандартизации в отношении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну"

Статья 4. Компетенция уполномоченного органа по техническому

регулированию

В целях реализации единой политики в области технического регулирования уполномоченный орган по техническому регулированию осуществляет следующие функции:

- координация работ и методологическое обеспечение деятельности участников системы технического регулирования;

- координация работ по формированию Программы разработки проектов технических регламентов на основе предложений органов исполнительной власти и местного самоуправления, научных учреждений, граждан и их объединений и представление ее на утверждение в Правительство Кыргызской Республики;

- координация и организация работ по разработке проектов технических регламентов, их принятию и пересмотру;

- обеспечение организации работ по проведению анализа проектов технических регламентов в экспертных комиссиях;

- обеспечение функционирования интегрированной информационной системы по техническому регулированию и веб-сайта;

- осуществление международного сотрудничества в области технического регулирования.

Уполномоченный орган по техническому регулированию не вправе осуществлять функции по государственному надзору за выполнением требований технических регламентов.

Уполномоченный орган по техническому регулированию обеспечивает выполнение обязательств Кыргызской Республики в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

См. также:

постановление Правительства КР от 4 августа 2006 года N 565 "Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию";

постановление Правительства КР от 29 июня 2005 года N 267 "Об определении уполномоченного органа по техническому регулированию Кыргызской Республики"

Раздел II

Технические регламенты

Статья 5. Цели принятия технических регламентов

1. Технические регламенты принимаются только в целях обеспечения безопасности:

по защите жизни и здоровья людей;

по охране окружающей среды;

по защите жизни и здоровья животных и растений;

по предупреждению действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции.

2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Статья 6. Технические регламенты

Технические регламенты принимаются законами Кыргызской Республики или постановлениями Правительства Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 7. Применение технических регламентов

1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования для достижения целей, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона.

2. Технические регламенты также могут предусматривать:

особые, научно обоснованные требования к продукции и/или связан-

ным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, обеспечивающие защиту отдельных категорий физических лиц (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей и инвалидов);

особые, научно обоснованные требования к продукции и/или связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации в отдельных местностях, если отсутствие таких особых требований в силу климатических и географических особенностей не приведет к достижению целей, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона.

3. Технические регламенты разрабатываются и применяются одинаковым образом и в равной мере в отношении данной или аналогичной продукции и/или связанных с ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации независимо от страны и (или) места их происхождения (осуществления), характера или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, покупателями, с исключениями, предусмотренными пунктом 2 настоящей статьи.

4. Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки технических регламентов для реализации целей, предусмотренных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона, за исключением случаев, когда такие международные стандарты или их соответствующие части оказались неэффективными или непригодными средствами для выполнения указанных целей вследствие климатических, географических факторов либо технологических проблем.

В случае когда возникает необходимость в разработке технического регламента, а соответствующие международные стандарты отсутствуют, разработчик может использовать полностью или частично в качестве основы для разработки технических регламентов региональные или национальные стандарты.

5. Правила и методы испытаний и измерений применяются в порядке, установленном техническими регламентами.

6. Целесообразность разработки технического регламента, а также выбор форм и схем оценки соответствия определяются с учетом степени риска недостижения целей, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона. Обоснование целесообразности принятия технического регламента должно содержаться в пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании к проекту технического регламента.

7. Требования технических регламентов не должны создавать препятствия для осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 8. Содержание технических регламентов

1. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции и/или связанных с ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, на которые распространяются его требования. В техническом регламенте могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, особенности идентификации, отбора образцов, проведения испытаний, проведения государственного надзора, контроля органа по сертификации за объектом сертификации (если это предусмотрено схемой подтверждения соответствия) и других процедур, необходимых для достижения целей технических регламентов.

Технический регламент определяет уполномоченный государственный орган исполнительной власти по проведению государственного надзора. В случае если техническим регламентом предусмотрены иные обязательные формы оценки соответствия, осуществляемые специально уполномоченными государственными органами исполнительной власти, то в техническом регламенте определяется конкретный государственный орган исполнительной власти.

2. Обязательные требования к продукции и/или связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, формы и схемы оценки соответствия, содержащиеся в технических регламентах, имеют прямое действие на всей территории Кыргызской Республики и не могут быть изменены иначе, как путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

В техническом регламенте могут устанавливаться существенные (общие) требования к объектам технического регулирования в случаях, предусмотренных международной практикой.

3. Технические регламенты не должны содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, при которых не обеспечивается достижение целей технического регламента, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона. Данные случаи должны быть установлены на основе практики и научно-экспериментальных исследований.

4. Невключенные в технические регламенты требования к продукции и/или связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации не могут носить обязательный характер.

5. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью физических лиц, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования потребителя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

6. Технические регламенты могут устанавливать минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем).

Ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут предусматриваться требования к продукции, методам ее обработки и производства, процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимыми материалами для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их перевозки, а также методы и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в технических регламентах требования.

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры разрабатываются и применяются на основе научных данных, а также с учетом соответствующих международных и (или) региональных стандартов, правил, норм и других документов международных организаций в целях соблюдения необходимого уровня ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, который определяется с учетом степени фактического научно обоснованного риска. При оценке степени риска могут приниматься во внимание положения международных и (или) региональных стандартов, правил, норм и других документов международных организаций, участником которых является Кыргызская Республика, распространенность заболеваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по борьбе с заболеваниями и вредителями, экологические условия, экономические последствия, связанные с возможным причинением вреда, размеры расходов на предотвращение причинения вреда.

7. В случае если безотлагательное применение ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер необходимо для достижения целей ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, а соответствующее научное обоснование является недостаточным или не может быть получено в необходимые сроки, ветеринарно-санитарные или фитосанитарные меры, предусмотренные техническими регламентами в отношении определенных видов продукции, могут быть применены на основе имеющейся информации, в том числе информации, полученной от соответствующих международных организаций, властей иностранных государств, информации о применяемых другими государствами соответствующих мерах или иной информации. До принятия соответствующих технических регламентов в случае, установленном настоящим пунктом, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры действуют в соответствии с пунктом 2 статьи 44 настоящего Закона.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 9. Порядок разработки технических регламентов

1. Разработчиком (заказчиком) проекта технического регламента может быть любое физическое или юридическое лицо.

2. Разработчик (заказчик) проекта технического регламента за свой счет публикует уведомление о разработке проекта технического регламента в официальном печатном издании Правительства Кыргызской Республики и/или в электронной информационной системе общего пользования.

Официальное печатное издание Правительства Кыргызской Республики обязано опубликовать уведомление о разработке проекта технического регламента, представленное разработчиком (заказчиком), в течение тридцати дней с момента его поступления.

3. Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, на какую продукцию и/или связанные с ней процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации будет распространяться разрабатываемый технический регламент, обоснование необходимости его разработки, структуры документа, соответствия (несоответствия) международным стандартам, нормам и правилам, а также отличия от требований иных технических регламентов, действующих на территории Кыргызской Республики.

4. Разработчик (заказчик) проекта технического регламента должен обеспечить его доступность с момента публикации уведомления по запросам заинтересованных сторон таким образом, чтобы заинтересованные стороны могли подготовить письменные замечания для их обсуждения. Срок обсуждения проекта технического регламента не может быть менее двух месяцев.

5. Разработчик (заказчик) по мере обсуждения проекта технического регламента с заинтересованными сторонами, в числе которых могут быть любые юридические лица, индивидуальные предприниматели, объединения юридических лиц (союзы, ассоциации), чья деятельность непосредственно связана со сферой применения технических регламентов, обеспечивает его доработку с учетом поступивших письменных замечаний и предложений и составляет перечень разногласий.

6. После выполнения разработчиком процедур опубликования уведомлений, обсуждения с заинтересованными сторонами, подготовки перечня разногласий (при их наличии) проекты технических регламентов передаются в уполномоченный орган по техническому регулированию для проведения экспертизы в экспертных комиссиях по техническому регулированию.

В состав экспертных комиссий на паритетных началах включаются заинтересованные представители органов исполнительной власти, научно-технических организаций, объединений предпринимателей и потребителей. Порядок образования и деятельности экспертных комиссий утверждается Правительством Кыргызской Республики. Уполномоченный орган по техническому регулированию утверждает персональный состав экспертных комиссий и обеспечивает их деятельность. Заседания экспертных комиссий носят публичный характер.

7. Для экспертизы в экспертную комиссию представляются проект технического регламента, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование, в которых должны содержаться обоснование целесообразности разработки и принятия технического регламента, отражаться вопросы соответствия или несоответствия международным стандартам, нормам и правилам и причины отклонений от положений международных стандартов, норм и правил, а также перечень разногласий (при их наличии).

Заключение экспертной комиссии в обязательном порядке направляется уполномоченным органом по техническому регулированию разработчику (заказчику).

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 10. Порядок принятия технического

регламента в форме закона

(Название статьи в редакции Закона КР от

16 ноября 2009 года N 299)

1. Разработчик (заказчик) направляет проект со всеми сопроводительными документами субъекту права законодательной инициативы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

В случае несоблюдения процедуры разработки проектов технических регламентов, установленной статьей 9 настоящего Закона, субъект права законодательной инициативы обязан вернуть проект технического регламента разработчику (заказчику) для выполнения установленных процедур.

2. Субъект права законодательной инициативы в установленном порядке рассматривает проект технического регламента и принимает решение о направлении его в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

3. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики рассматривает проект технического регламента в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

4. Технический регламент, принятый в форме закона Кыргызской Республики, не может быть введен в действие ранее чем через шесть месяцев с момента его официального опубликования.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 11. Порядок принятия технического регламента в

форме постановления Правительства Кыргызской

Республики

(Название статьи в редакции Закона КР от

16 ноября 2009 года N 299)

1. Разработчик (заказчик) проекта технического регламента направляет его со всеми сопроводительными документами в уполномоченный орган по техническому регулированию.

В случае несоблюдения процедуры разработки проектов технических регламентов, установленной статьей 9 настоящего Закона, уполномоченный орган по техническому регулированию обязан вернуть проект технического регламента разработчику (заказчику) для выполнения установленных процедур.

2. Уполномоченный орган по техническому регулированию обязан направить проект технического регламента на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.

Проект технического регламента направляется на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики вместе с заключением экспертной комиссии, пояснительной запиской, финансово-экономическим обоснованием о необходимости его принятия и перечнем разногласий (при их наличии).

Правительство Кыргызской Республики в срок не более двух месяцев рассматривает внесенный проект технического регламента.

3. В случае отклонения проект технического регламента возвращается разработчику (заказчику) для проведения процедуры доработки в соответствии с требованиями, установленными статьей 9 настоящего Закона, или прекращения работы над проектом.

4. Технический регламент, принятый в форме постановления Правительства Кыргызской Республики, не может быть введен в действие ранее чем через шесть месяцев с момента его официального опубликования.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 12. Порядок изменения и отмены технических регламентов

1. В течение пяти лет со дня вступления технического регламента в силу уполномоченный орган по техническому регулированию обязан обеспечить проведение экспертизы технического регламента на предмет его соответствия целям, указанным в пункте 1 статьи 5 настоящего Закона, а также международным, региональным стандартам, нормам и правилам.

См.:

постановление Правительства КР от 4 августа 2006 года N 565 "Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию"

2. В случае если обстоятельства или цели, обусловившие принятие технического регламента, изменились или перестали существовать, он подлежит изменению или отмене.

Уполномоченный орган по техническому регулированию при наступлении обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязан начать процедуру изменения или отмены технического регламента.

3. Уведомление о разработке изменений и дополнений к техническому регламенту публикуется в порядке, установленном для разработки технического регламента. Внесение изменений и дополнений в технический регламент осуществляется в порядке, предусмотренном для вновь разрабатываемых технических регламентов.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 13. Особый порядок разработки и принятия технических

регламентов

1. Если при доказанной, прямой и непосредственной угрозе жизни и здоровью физических лиц, животных и растений, окружающей среде для обеспечения безопасности продукции и/или связанных с ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации необходимо незамедлительное принятие технического регламента, Правительство Кыргызской Республики принимает технический регламент без его публичного обсуждения.

В этом случае технический регламент вводится в действие постановлением Правительства Кыргызской Республики, которое должно содержать обоснование необходимости безотлагательного введения в действие технического регламента. Срок действия данного технического регламента не может превышать одного года.

2. В случае если указанный в пункте 1 настоящей статьи технический регламент отвечает требованиям и целям статьи 5 настоящего Закона, то одновременно с введением в действие данного технического регламента Правительством Кыргызской Республики в установленном порядке с соблюдением положений статьи 9 настоящего Закона вносится соответствующий законопроект на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. После введения в действие технического регламента, разработанного в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, технический регламент, введенный в действие постановлением Правительства Кыргызской Республики, утрачивает силу.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Раздел III

Стандартизация

Статья 14. Цели стандартизации

Стандартизация осуществляется в целях:

стимулирования научно-технического прогресса;

повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

повышения уровня безопасности объектов с учетом степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

содействия соблюдению требований технических регламентов;

экономии и рационального использования ресурсов;

технической и информационной совместимости;

сопоставимости результатов измерений и испытаний;

взаимозаменяемости продукции;

повышения уровня безопасности жизни, здоровья физических лиц, а также жизни и здоровья животных и растений, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, окружающей среды.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 15. Принципы стандартизации

1. Стандартизация в Кыргызской Республике осуществляется в соответствии с принципами:

добровольности применения стандартов;

максимального учета интересов всех заинтересованных лиц при разработке, принятии, гармонизации и применении стандартов;

использования международных, региональных стандартов и правил как основы для подготовки национальных стандартов;

недопустимости создания препятствий для производства и оборота продукции, работ и услуг;

обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

2. Стандарты разрабатываются и применяются одинаковым образом и в равной мере в отношении данной или аналогичной продукции или процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, выполнения работ, оказания услуг, независимо от страны и (или) места их происхождения (осуществления), характера или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, покупателями.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 16. Документы по стандартизации

К документам по стандартизации, действующим на территории Кыргызской Республики, относятся:

национальные стандарты Кыргызской Республики;

правила стандартизации и рекомендации в области стандартизации;

международные стандарты;

региональные стандарты;

национальные стандарты других стран;

своды правил;

стандарты организаций.

Международные, региональные стандарты и национальные стандарты других стран принимаются в Кыргызской Республике в качестве национальных документов по стандартизации согласно методике, установленной национальным органом по стандартизации.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 17. Национальный орган Кыргызской Республики по

стандартизации, технические комитеты по стандартизации

1. Национальный орган Кыргызской Республики по стандартизации определяется Правительством Кыргызской Республики. Национальный орган по стандартизации не имеет полномочий издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами.

2. Национальный орган Кыргызской Республики по стандартизации:

утверждает национальные стандарты;

принимает программу разработки национальных стандартов;

организует экспертизу проектов национальных стандартов;

обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики и развитию научно-технического прогресса;

осуществляет учет и обеспечивает доступность для заинтересованных лиц национальных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации;

координирует деятельность технических комитетов по стандартизации;

утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

представляет Кыргызскую Республику в международных и региональных организациях, осуществляющих деятельность по стандартизации;

устанавливает методы принятия международных, региональных стандартов и национальных стандартов других стран в качестве национальных документов по стандартизации Кыргызской Республики;

координирует издание и распространение официальных изданий национальных стандартов.

Под официальным изданием национального стандарта, в целях настоящей статьи, понимается издание на государственном и официальном языках, выполненное полиграфическим способом или в виде электронного издания.

3. Национальный орган по стандартизации утверждает порядок образования и деятельности технических комитетов по стандартизации. Заседания технических комитетов по стандартизации носят публичный характер. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах включаются представители органов исполнительной власти, научно-технических организаций и объединений предпринимателей и потребителей.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 18. Разработка, принятие и применение национальных

стандартов

Порядок разработки, принятия, применения, учета, а также изменения и отмены национальных стандартов устанавливается национальным органом по стандартизации в соответствии с положениями статьи 14 настоящего Закона, а также на основе положений Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации, правил, рекомендаций по стандартизации, принятых международными, региональными организациями по стандартизации.

В случае принятия технического регламента, содержащего существенные (общие) требования к объектам технического регулирования, национальный орган по стандартизации до дня вступления в силу технического регламента опубликовывает в официальном печатном издании Правительства Кыргызской Республики и/или в электронной информационной системе общего пользования перечень международных, а в случае их отсутствия - региональных и национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

Национальный орган по стандартизации до вступления в силу технических регламентов утверждает перечень международных, а в случае их отсутствия - региональных и национальных стандартов, содержащих правила и методы испытаний (измерений), в том числе методы отбора проб, применяемых в процедурах оценки соответствия технических регламентов.

Указанные перечни (или общий перечень) стандартов формирует разработчик технического регламента по согласованию с национальным органом по стандартизации.

Применение на добровольной основе международных, региональных и национальных стандартов является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

Неприменение вышеназванных стандартов не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 19. Стандарты организаций

Стандарты организаций разрабатываются, утверждаются и применяются ими самостоятельно в соответствии с международными и национальными нормами.

Раздел IV

Подтверждение соответствия

Статья 20. Цели подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

удостоверения соответствия объектов технического регулирования техническим регламентам или положениям стандартов, сводам правил или условиям договоров;

удостоверения соответствия выполнения работ или оказания услуг положениям стандартов, сводам правил или условиям договоров;

содействия покупателям в выборе продукции, работ и услуг;

повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг на отечественном и международном рынках;

создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров в Кыргызской Республике, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 21. Принципы подтверждения соответствия

1. Подтверждение соответствия осуществляется на основе следующих принципов:

открытости и доступности информации о порядке проведения процедур подтверждения соответствия для всех заинтересованных лиц;

недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых отсутствуют требования технических регламентов;

независимости органов по сертификации от изготовителей, продавцов и покупателей;

установления исчерпывающего перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении конкретной продукции в соответствующем техническом регламенте;

возможности выбора заявителем формы и схемы обязательного подтверждения соответствия в отношении конкретной продукции;

минимизации сроков прохождения и затрат заявителя на прохождение процедур подтверждения соответствия;

недопустимости принуждения заявителей к прохождению добровольных процедур подтверждения соответствия;

защиты имущественных интересов заявителей, в том числе путем соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных в процессе прохождения процедур подтверждения соответствия;

недопустимости совмещения деятельности по сертификации с деятельностью по осуществлению государственного надзора.

2. Процедуры подтверждения соответствия разрабатываются и применяются одинаковым образом и в равной мере в отношении данной или аналогичной продукции и/или связанных с ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации вне зависимости от страны и/или места их происхождения (осуществления), характера или особенностей сделок и/или лиц, которые являются изготовителями, поставщиками, исполнителями, продавцами, покупателями.

3. Правила и процедуры подтверждения соответствия разрабатываются, принимаются и применяются однозначно, как для импортируемой продукции, так и для продукции отечественного производства.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 22. Формы подтверждения соответствия

1. Подтверждение соответствия на территории Кыргызской Республики может носить добровольный или обязательный характер.

2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

3. Обязательное подтверждение соответствия на территории Кыргызской Республики осуществляется в формах:

принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия);

сертификации.

4. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 16 ноября 2009 года N 299)

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 23. Добровольное подтверждение соответствия

1. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия стандартам, системам сертификации и условиям договоров.

2. Орган по сертификации:

осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если его применение предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

3. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правил выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

4. Маркировка знаком соответствия объектов, соответствие которых не подтверждено, не допускается.

Статья 24. Обязательное подтверждение соответствия

1. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом.

2. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, поступающая в обращение на территории Кыргызской Республики, и исключительно в отношении требований технических регламентов.

3. Продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, допускается на рынок Кыргызской Республики при условии подтверждения ее соответствия требованиям технических регламентов.

Запрещается рекламировать продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия и не имеющую подтверждающих документов.

4. Форма обязательного подтверждения соответствия в отношении конкретной продукции, процедуры и схемы подтверждения соответствия могут устанавливаться только в техническом регламенте с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.

5. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу на всей территории Кыргызской Республики.

6. Оплата работ осуществляется заявителем и складывается из фактических затрат на проведение работ по обязательному подтверждению соответствия. Стоимость таких работ должна быть одинаковой для местных производителей и импортеров.

Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательного подтверждения соответствия, относится на себестоимость продукции.

Статья 25. Декларирование соответствия

1. Декларирование соответствия, если оно предусмотрено техническим регламентом, осуществляется:

принятием декларации о соответствии на основе собственных доказательств;

принятием декларации о соответствии на основе собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны.

Способ декларирования в отношении конкретной продукции устанавливается только соответствующим техническим регламентом.

2. При декларировании на основе собственных доказательств изготовитель (поставщик), принимающий декларацию, самостоятельно формирует доказательную базу с целью подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательств могут использоваться техническая документация, результаты собственных испытаний и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для заявления о соответствии декларируемой продукции требованиям технических регламентов.

3. При декларировании соответствия на основе собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, изготовитель (поставщик), принимающий декларацию, по своему выбору использует одну из следующих схем:

в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, лицо, принимающее декларацию, включает в комплект технической документации протоколы испытаний декларируемой продукции, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории;

в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, изготовитель (поставщик), принимающий декларацию, представляет сертификат системы качества, выданный в соответствующей системе сертификации, предусматривающей контроль выдавшего сертификат органа по сертификации за объектом сертификации. Сертификат системы качества может использоваться в составе доказательств при принятии декларации в отношении любой продукции.

4. Декларация о соответствии должна содержать:

наименование продукции;

наименование и местонахождение заявителя (декларанта);

наименование и местонахождение изготовителя продукции;

наименование технического регламента (его международного (регионального) эквивалента), соответствие требованиям которого подтверждается;

заявление изготовителя (поставщика), принимающего декларацию, о том, что продукция при использовании в соответствии с ее целевым назначением является безопасной, и им были приняты меры по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;

указание на схему декларирования, примененную для подтверждения соответствия;

информацию о проведенных испытаниях, сертификате системы качества, а также документах, использованных в качестве доказательств соответствия продукции соответствующему техническому регламенту;

подпись заявителя (декларанта);

иные сведения, предусмотренные техническим регламентом.

Срок действия декларации определяется техническим регламентом.

5. Форма декларации о соответствии определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 26. Сертификация как форма обязательного подтверждения

соответствия

1. Сертификация как форма обязательного подтверждения соответствия, осуществляется по обращению заявителя в орган по сертификации. Схемы сертификации, применяемые для сертификации конкретной продукции, определяются соответствующим техническим регламентом.

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

2. В сертификате соответствия указываются:

наименование и местонахождение заявителя;

наименование объекта подтверждения соответствия;

наименование и местонахождение изготовителя продукции, проходившей сертификацию;

наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;

информация об объекте сертификации, позволяющая идентифицировать его;

информация о проведенных испытаниях;

информация о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции соответствующему техническому регламенту;

наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;

срок действия сертификата соответствия.

Срок действия сертификата соответствия определяется техническим регламентом.

3. Форма сертификата при обязательном подтверждении соответствия утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 27. Организация сертификации как формы обязательного

подтверждения соответствия

1. Сертификация как форма обязательного подтверждения соответствия осуществляется аккредитованными органами по сертификации.

2. Орган по сертификации:

осуществляет отбор сертифицируемой продукции для проведения испытаний, если это предусмотрено соответствующей схемой сертификации;

использует аккредитованные испытательные лаборатории для проведения испытаний сертифицируемой продукции;

осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой сертификации;

приостанавливает или отменяет действие выданного им сертификата соответствия;

обеспечивает информирование заявителя о порядке проведения сертификации;

ведет реестр выданных сертификатов соответствия.

3. Испытания при проведении работ по сертификации как формы обязательного подтверждения соответствия осуществляются аккредитованными испытательными лабораториями.

Испытательные лаборатории проводят испытания продукции в пределах своей области аккредитации.

Орган по сертификации не вправе представлять испытательной лаборатории сведения о лице, обратившемся с заявкой о проведении сертификации.

4. Результаты испытаний оформляются соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия или мотивированно отказывает в выдаче сертификата соответствия.

Статья 28. Знак соответствия техническим регламентам

1. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено, маркируется знаком соответствия техническим регламентам, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 30 настоящего Закона. Изображение знака соответствия техническим регламентам устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

2. Маркировка знаком соответствия техническим регламентам осуществляется заявителем самостоятельно, любым удобным для него способом в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Применение знака соответствия техническим регламентам к продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено, не допускается.

Лица, допустившие применение знаков соответствия на продукцию, не отвечающую требованиям технических регламентов, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.

Статья 29. Условия ввоза на территорию Кыргызской Республики

продукции, подлежащей обязательному подтверждению

соответствия

1. Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения товара или его использования в соответствии с его назначением на таможенной территории Кыргызской Республики, в таможенные органы вместе с таможенной декларацией представляется сертификат соответствия или декларация о соответствии, признанные в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.

2. Для целей таможенного оформления списки конкретных видов продукции, на которые распространяется действие пункта 1 настоящей статьи, с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности , включая необходимые разъяснения, а также с указанием аккредитованных органов по сертификации и наименованием подтверждающих документов, утверждаются Правительством Кыргызской Республики на основании технических регламентов. Правительство Кыргызской Республики формирует и по мере необходимости, но не реже одного раза в год публикует списки продукции, для которой при выпуске на таможенную территорию Кыргызской Республики требуется представление документов о соответствии, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

3. Подлежащая обязательному подтверждению соответствия и определяемая в соответствии с положениями пунктов 1 и 2 настоящей статьи продукция, ввозимая на таможенную территорию Кыргызской Республики и помещаемая под таможенные режимы, не предусматривающие возможность ее отчуждения, выпускается таможенными органами Кыргызской Республики без представления документов о соответствии, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

4. Порядок ввоза на таможенную территорию Кыргызской Республики продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и определяемой в соответствии с положениями пункта 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

См. Порядок ввоза на территорию Кыргызской Республики продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации (утвержден постановлением Правительства КР от 11 января 2006 года 8)

Статья 30. Признание результатов подтверждения соответствия

1. Признание результатов подтверждения соответствия продукции, ввозимой на территорию Кыргызской Республики, осуществляется на основе принципов:

- недопустимости создания излишних препятствий в торговле;

- установления упрощенных, четких и ясных процедур и минимизации сроков и затрат заявителя на их прохождение;

- недопустимости введения дополнительных требований и испытаний, а также дублирования действий со стороны государственных и иных уполномоченных органов.

2. Документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы испытаний продукции, полученные за пределами территории Кыргызской Республики, признаются в соответствии с международными договорами Кыргызской Республики. При отсутствии международных договоров признание результатов подтверждения соответствия и знаков соответствия может проводиться в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

См. Порядок признания результатов обязательного подтверждения соответствия продукции, полученных за пределами Кыргызской Республики (утвержден постановлением Правительства КР от 11 января 2006 года N 8)

3. Дополнительная маркировка знаком соответствия техническим регламентам продукции, знаки соответствия которой получили признание на территории Кыргызской Республики, не требуется.

Статья 31. Права и обязанности заявителей в области обязательного

подтверждения соответствия

1. Заявитель вправе:

выбирать форму и схему подтверждения соответствия из числа форм и схем, предусмотренных для данной продукции соответствующим техническим регламентом;

обращаться для проведения работ по сертификации в любой аккредитованный орган по сертификации, область аккредитации которого включает продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;

обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

обжаловать в судебном порядке действия уполномоченного органа по техническому регулированию, специально уполномоченных государственных органов, органов по сертификации и испытательных лабораторий.

2. Заявитель обязан:

обеспечить соответствие продукции требованиям технических регламентов;

выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после прохождения процедур подтверждения соответствия;

предъявить специально уполномоченным государственным органам государственного надзора, а также заинтересованным лицам документальное подтверждение соответствия продукции обязательным требованиям (декларацию о соответствии или сертификат соответствия, или их копии);

приостановить или прекратить поставку и реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек либо действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено или прекращено;

приостановить или прекратить поставку и реализацию продукции, прошедшей обязательное подтверждение соответствия, в отношении которой установлено возникшее несоответствие требованиям технических регламентов.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Раздел V

Аккредитация

Статья 32. Цели аккредитации

Аккредитация органов по оценке соответствия, в том числе испытательных и измерительных лабораторий, осуществляется в целях:

подтверждения их компетентности;

обеспечения доверия к ним;

создания условий для признания результатов их деятельности.

Статья 33. Принципы аккредитации

1. Аккредитация осуществляется на основе принципов:

добровольности;

открытости и доступности правил аккредитации;

компетентности и беспристрастности органа, осуществляющего аккредитацию;

недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользования услугами аккредитованных органов по оценке соответствия;

обеспечения равенства прав, законных интересов всех лиц, претендующих на получение аккредитации;

неразглашения конфиденциальной информации, полученной в процессе работ по аккредитации;

недопустимости совмещения в одной организации функций по аккредитации и сертификации.

2. Аккредитация основывается на международных нормах и правилах и осуществляется в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

Раздел VI

Государственный надзор за соблюдением

положений технических регламентов

(Название раздела в редакции Закона КР

от 16 ноября 2009 года N 299)

См. также:

постановление Правительства КР от 27 сентября 2006 года N 702 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственного надзора"

Статья 34. Основные принципы государственного надзора

Основными принципами осуществления государственного надзора являются:

презумпция добросовестности субъектов предпринимательства, то есть субъект предпринимательства не признается нарушившим обязательные требования и условия, если не установлено иное;

финансирование деятельности специально уполномоченных государственных органов осуществляется только из средств государственного бюджета;

проведение государственного надзора допускается только органами, уполномоченными на это техническими регламентами;

государственный надзор в отношении конкретного вида продукции осуществляется только одним специально уполномоченным государственным органом;

открытость и доступность для субъектов предпринимательства актов, устанавливающих обязательные требования и условия, соблюдение которых проверяется при проведении государственного надзора;

непрерывность и оперативность проведения государственного надзора, то есть полное и максимально быстрое осуществление его в течение установленного срока;

соответствие предмета государственного надзора, проводимого специально уполномоченным государственным органом, его компетенции;

возможность обжалования действий (бездействия) специально уполномоченного государственного органа, нарушающего требования, установленные настоящим Законом и техническими регламентами;

ответственность специально уполномоченных государственных органов за нарушение законодательства Кыргызской Республики при осуществлении государственного надзора.

Статья 35. Объекты государственного надзора

1. Государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции и/или связанных с ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации.

2. Порядок проведения государственного надзора устанавливается законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 36. Осуществление государственного надзора

Государственный надзор осуществляют специально уполномоченные государственные органы в соответствии с техническими регламентами.

См.:

постановление Правительства КР от 30 ноября 2005 года N 546 "О Национальном институте стандартов и метрологии Кыргызской Республики"

Статья 37. Права и обязанности специально уполномоченных

государственных органов по государственному надзору

1. На основании положений настоящего Закона и требований технических регламентов специально уполномоченные государственные органы государственного надзора имеют право:

требовать предъявления изготовителями (исполнителями, продавцами) декларации о соответствии или сертификата соответствия, если наличие таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

привлекать изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.

2. Государственный надзор не должен создавать препятствий осуществлению изготовителями (исполнителями, продавцами) хозяйственной деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения целей государственного надзора.

3. Специально уполномоченные государственные органы обязаны:

в ходе мероприятий по надзору проводить разъяснительную работу по применению законодательства о техническом регулировании, информировать изготовителей (исполнителей, продавцов) о требованиях действующих технических регламентов;

соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом конфиденциальную информацию;

соблюдать порядок проведения и оформления мероприятий по государственному надзору, установленный действующим законодательством;

принимать по результатам мероприятий по государственному надзору меры для устранения последствий нарушений требований технических регламентов, минимально влияющих на осуществление изготовителями (исполнителями, продавцами) хозяйственной деятельности.

4. В случае выявления нарушений требований технических регламентов специально уполномоченные государственные органы вправе:

требовать устранения нарушений в срок, обоснованный с учетом характера нарушения;

оповещать непосредственно или через средства массовой информации заинтересованных лиц и потенциальных потребителей о производимой и (или) реализуемой опасной продукции;

предпринимать предусмотренные законами Кыргызской Республики действия по запрету отчуждения (реализации) и (или) передаче продукции другим лицам;

на основании решения суда предпринимать действия по полному или частичному запрещению (приостановлению) процессов производства, хранения, перевозки, реализации и эксплуатации, а также по отзыву продукции из обращения. В исключительных случаях при чрезвычайных ситуациях, в результате которых могут возникнуть аварии или эпидемии, угрожающие жизни и здоровью людей, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, принимать решения о запрещении (приостановке) процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации путем выдачи производителю (исполнителю, продавцу) предписания и/или наложения пломб;

принимать иные предусмотренные законодательством Кыргызской Республики меры с целью недопущения причинения вреда.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Раздел VII

Ответственность и процедуры, применяемые

в случаях несоответствия положениям

технических регламентов

(Название раздела в редакции Закона КР

от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 38. Ответственность специально уполномоченных

государственных органов государственного надзора и их

должностных лиц при осуществлении государственного

надзора

1. Специально уполномоченные государственные органы государственного надзора и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по надзору за соблюдением положений технических регламентов, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства, специально уполномоченные государственные органы государственного надзора обязаны в месячный срок сообщить лицу, права и законные интересы которого нарушены.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 39. Ответственность за несоответствие продукции и/или

связанных с ней процессов проектирования (включая

изыскания), производства, строительства, монтажа,

наладки, хранения, перевозки, реализации,

эксплуатации, утилизации требованиям технических

регламентов

(Название статьи в редакции Закона КР от

16 ноября 2009 года N 299)

1. В случае неисполнения предписания специально уполномоченного государственного органа об устранении выявленных при осуществлении процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации нарушений требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

2. В случае выявления несоответствия выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

3. Обязанность изготовителя (продавца, исполнителя) возместить вред не может быть ограничена договором или односторонним заявлением, сделанным до возникновения оснований для возмещения. Соглашения или заявления об ограничении ответственности, заключенные до возникновения права на возмещение, ничтожны.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 40. Ответственность органов по оценке соответствия

Органы по оценке соответствия, их руководители, а также эксперты и специалисты, виновные в нарушении положений настоящего Закона и технических регламентов, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Раздел VIII

Информация о технических регламентах

и документах по стандартизации

Статья 41. Информация о технических регламентах и документах

по стандартизации

Основными принципами в сфере информации о технических регламентах и документах по стандартизации являются:

- свобода доступа к информации о технических регламентах и документах по стандартизации;

- объективность, своевременность, открытость и достоверность информации;

- реализация прав граждан и организаций на доступ к информационным ресурсам, а также защита прав собственности и авторства в сфере информатизации.

Статья 42. Национальный информационный фонд технических

регламентов и стандартов

Технические регламенты, национальные стандарты и документы по стандартизации, в том числе международные, региональные стандарты, своды правил, а также национальные стандарты других государств, составляют Национальный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

Национальный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом.

Порядок деятельности Национального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

См.:

постановление Правительства КР от 11 мая 2006 года N 345 "О Национальном информационном фонде технических регламентов и стандартов"

Раздел IX

Финансирование в области технического регулирования

Статья 43. Финансирование в области технического регулирования

За счет средств республиканского бюджета финансируются расходы:

на создание и реализацию программы разработки технических регламентов, в том числе проведение экспертизы проектов технических регламентов;

на создание и реализацию программы разработки национальных стандартов, заказчиком которых является государство, в том числе проведение экспертизы проектов национальных стандартов;

на проведение государственного надзора за соблюдением положений технических регламентов;

на формирование и ведение Национального информационного фонда технических регламентов и стандартов;

на уплату взносов и участие в международных (региональных) организациях по стандартизации, метрологии и аккредитации, перечень которых определяется Правительством Кыргызской Республики;

на обеспечение функционирования интегрированной информационной системы по техническому регулированию и ведение веб-сайта.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Раздел X

Переходные и заключительные положения

Статья 44. Переходные положения

1. Со дня вступления в силу настоящего Закона впредь до введения в действие соответствующих технических регламентов требования к продукции и/или связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, установленные действующими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, определенным настоящим Законом для принятия технических регламентов.

2. Со дня опубликования настоящего Закона Правительство Кыргызской Республики в течение шести месяцев принимает постановления по вопросам:

1) определения исчерпывающего перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 статьи 5 и пунктом 1 статьи 7 настоящего Закона, с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на уровне 10 знаков и нормативных правовых актов или стандартов, устанавливающих эти требования и действующих до принятия технических регламентов, при этом:

- не допускается применение двух и более нормативных правовых актов, устанавливающих одни и те же требования;

- обязательное подтверждение соответствия проводится только в форме сертификации или декларирования соответствия, при этом проведение иных обязательных форм оценки соответствия не допускается;

- по каждому виду продукции определяются показатели ее безопасности;

- изготовитель (поставщик, продавец) вправе выбирать форму подтверждения соответствия из числа форм, предусмотренных для данной продукции;

- Правительство Кыргызской Республики устанавливает схемы сертификации продукции, вошедшей в данный перечень, при этом заявитель вправе выбирать схему сертификации из числа схем, предусмотренных для данной продукции;

- декларация о соответствии принимается только изготовителями или официальными представителями иностранного изготовителя;

- объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, поступающая в обращение на территорию Кыргызской Республики, и исключительно в отношении требований нормативных правовых актов, указанных в данном постановлении Правительства Кыргызской Республики;

- в отношении продукции, не вошедшей в утвержденный Правительством Кыргызской Республики перечень, подтверждение соответствия допускается исключительно на добровольной основе;

- перечень продукции, подлежащий обязательному подтверждению соответствия, ежегодно уточняется и конкретизируется;

2) определения органами государственного надзора и контроля мер по безопасности в области ветеринарии, карантина растений, эпидемиологии, санитарии, экологии:

- исчерпывающих перечней продукции и иных объектов, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям, установленным пунктом 1 статьи 5, и нормативных правовых актов, устанавливающих эти требования. В отношении продукции обязательно также должны быть указаны коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

- процедуры оценки соответствия и единые формы выдаваемых документов;

3) определения процедур по осуществлению государственного надзора со стороны специально уполномоченных государственных органов исключительно на стадии обращения продукции и в отношении соблюдения требований указанных нормативных правовых актов.

Указанные постановления Правительства имеют силу до принятия соответствующих технических регламентов.

3. В течение шести месяцев со дня опубликования настоящего Закона все государственные органы исполнительной власти обязаны провести ревизию своих документов, устанавливающих обязательные требования и вводящих оценку соответствия, с целью отмены этих требований и/или их перевода в сферу добровольного применения.

4. Правительством Кыргызской Республики ежегодно утверждается программа разработки технических регламентов (с указанием формы их принятия), которая ежегодно должна уточняться и опубликовываться.

См.:

постановление Правительства КР от 24 августа 2007 года N 364 "О Программе разработки технических регламентов на 2007-2009 годы"

5. Технические регламенты, устанавливающие обязательные для применения и соблюдения требования к продукции и/или связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, а также обязательные процедуры оценки соответствия, должны быть приняты в течение восьми лет со дня введения в действие настоящего Закона.

Обязательные требования к продукции и/или связанным с ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный период не были приняты, прекращают действие по истечении указанного срока или приобретают добровольный характер.

6. Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и испытательным лабораториям до введения в действие настоящего Закона, а также сертификаты, выданные до вступления в силу настоящего Закона, считаются действительными до окончания срока, указанного в них.

7. Все нормативные правовые акты до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в соответствии с настоящей статьей и в части, не противоречащей настоящему Закону.

(В редакции Закона КР от 16 ноября 2009 года N 299)

Статья 45. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Опубликован в газете "Эркинтоо" от 1 июня 2004 года N 41-42

2. Правительству Кыргызской Республики в шестимесячный срок с момента его официального опубликования:

- обеспечить принятие нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;

- привести собственные решения в соответствие с настоящим Законом.

3. Со дня введения в действие настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон Кыргызской Республики "О сертификации продукции и услуг" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1996 г., N 5, ст.68);

Закон Кыргызской Республики "О стандартизации" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1996 г., N 5, ст.69);

Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" N 76 от 8 июня 1998 года ("Эркин Тоо", N 75-76 от 17 июня 1998 г.);

Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О сертификации продукции и услуг" N 225 от 18 ноября 2003 года ("Эркин Тоо", N 87 от 21 ноября 2003 г.).

Президент Кыргызской Республики А.Акаев

Принят Законодательным собранием

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 16 апреля 2004 года

0